АВСТРАЛИЯ - 50 ЦЕНТОВ 2017 ГОДА "ГОРДОСТЬ И СТРАСТЬ" | ПЕРМЬ НУМИЗМАТИКА

АВСТРАЛИЯ - 50 ЦЕНТОВ 2017 ГОДА "ГОРДОСТЬ И СТРАСТЬ"

Дата выпуска: 2017

Металл: Медно-никелевый сплав

Тираж: ? шт.

Диаметр: 31,5 мм

Вес: 15,55 гр

Толщина: 3 мм

Гурт: гладкий

Соотношение аверс/реверс: Медальное (0°)

Монетный двор: Канберра, Австралия

№ по каталогу Краузе: KM# -

Описание: Монета двенадцатиугольной формы

Примечание: на фото образец

Количество:

+ -

Описание товара:

АВСТРАЛИЯ

50 ЦЕНТОВ 2017 ГОДА

"ГОРДОСТЬ И СТРАСТЬ"

Аверс: Портрет королевы-матери Елизаветы II вправо (т.н. второй тип). Слева от портрета полукругом надпись: ELIZABETH II, справа: AUSTRALIA 2017

Реверс: В центре изображён правозащитник Эдди Мабо, отстоявший права аборигенов. Справа от него стилизованное изображением бланка референдума, на котором большими буквами написано слово: "YES". По краю монеты полукругом надписи, посвящённые юбилейным датам: вверху - "1992 MABO - 25 TEARS", внизу - "1967 REFERENDUM - 50 YEARS". Номинал монеты "50" указан слева чуть ниже центра.

Дизайнер аверса:  Ian Rank-Broadley



Монета выпущена в национальную неделю примирения и посвящена сразу двум круглым датам:

- 50-й годовщине Референдума о статусе аборигенов Австралии 1967 года

- 25-й годовщине Решения Мабо 1992 года.



Референдум 1967 г. в Австралии о статусе аборигенов

27 мая 1967 г. в Австралии прошёл референдум по изменению конституции. Гражданам предлагалось проголосовать за или против удаления статьи 127 конституции, в которой говорилось, что аборигены Австралии не должны учитываться в "подсчете числа" граждан Австралии, то есть в переписи населения. Также предлагалось изменить раздел 51, который препятствовал федеральному правительству принимать конкретные законы для туземных жителей любого штата. 

Поправки в конституцию Австралии были поддержаны 90.77% голосовавших. 

В австралийском обществе сложилось мнение, что только после этого референдума аборигены обрели все гражданские права – например, право голосовать что на самом деле не так – гражданские права у них в Австралии были и ранее. Предлагаем вам перевод расшифровки радиопередачи от 10 марта 2014 г. на австралийском World News Radio, посвящённой этому референдуму, а также правам аборигенов по состоянию на 1967 г.

----------------------

25-я годовщина Решения Мабо 1992 года

Каждый год 3 июня в Австралии отмечают День Мабо (Mabo Day), который наиболее широко празднуется в местах традиционного проживания коренного населения, а на островах Торесса этот день является выходным. В 2010 году в стране была запущена кампания, цель которой — добиться присвоения празднику статуса общенационального. 

По мнению ученых, к моменту прибытия Первого флота (1788), коренные народы (аборигены и жители островов пролива Торреса) населяли австралийский континент и прилегающие к нему острова около 70 тысяч лет. 

Ведя традиционный кочевой образ жизни охотников-собирателей, мужчины промышляли охотой на крупных животных, женщины и дети занимались собиранием фруктов и ягод, а при случае и охотой на мелких животных. 

Как и для многих других коренных народов, живших в гармонии с природой, земля не только обеспечивала аборигенам средства к существованию, но и являлась центром их духовной жизни, источником идентичности. Считалось, что через землю мир живущих неразрывно связан с миром предков. 

На бытовом уровне, земля находилась не в индивидуальной, а в общественной собственности, где под правом собственности в первую очередь подразумевалось не право проживания или использования с целью получения экономической выгоды, сколько ответственность за свое «ритуальное владение» и за все живое на нем. Границами таких владений служили естественные ориентиры — реки, озера и горы. Считалось, что земля не может быть продана, куплена или подарена. 

Не имея письменности, аборигены передавали законы и традиции последующим поколениям через песни, танцы, живопись и устные рассказы. 

В то же самое время, по международным законам 18 века, при отсутствии очевидных социальных и политических систем, вновь «открытые» земли признавались terra nullius («ничейными») и переходили в собственность государства, «открывшего» эти земли. 

Хотя британское правительство и не отрицало присутствия на территории Австралии коренных народов, считалось, что аборигены и жители островов Торесса были слишком примитивны, чтобы владеть землей в европейском понимании этого слова. К тому же, первопоселенцы не обнаружили у туземцев привычных для европейцев органов управления, с которыми британское правительство могло бы вести переговоры о приобретении земли.

В конце концов, аборигены оказались бессильны против огнестрельного оружия и европейских болезней, хотя и продолжали в той или иной степени отстаивать свои права на протяжении последующих 200 лет. 

Вершиной этой борьбы стал иск, поданный Эдди Мабо (Eddie Koiki Mabo), Давидом Пасси и Джеймсом Райсом из племени Мериам с острова Марэй в проливе Торесса в Верховный Суд Австралии в 1982 году. Ответчиком по иску выступил штат Квинсленд, аннексировавший эти острова в 1879 году. Истцы ставили своей целью установить законных владельцев островов Мер, Даур и Вейэр — мест традиционного обитания племени Мериам. 

В своем эпохальном решении от 3 июня 1992 года Верховный Суд установил, что в доколониальные времена коренные народы владели землей согласно традиционному праву, фактически существующему и по сей день. Миф о «ничейности» австралийских территорий был окончательно разрушен. 

Верховный Суд подтвердил право аборигенов и жителей островов пролива Торесса владеть и пользоваться землей в местах их традиционного обитания. Это право получило название Native Title, по которому правительства штатов, заинтересованные в приобретении прав на разработку природных ресурсов, обязаны были выплатить традиционным владельцам компенсацию. К сожалению, Эдди Мабо не дожил до этого момента. В январе 1992 года он умер в возрасте 56 лет. 

В ознаменование же этого события 3 июня был объявлен Днем Мабо. И по мнению сторонников этого решения, данный праздник очень важен для австралийцев, так как в этот день потомки британских переселенцев получили возможность компенсировать ущерб, причиненный аборигенному населению процессом колонизации.